Verification: 5f51b8667657f306
Популярно о психоанализе

Мастурбация и наказание

#секс #психоаналитик #эмоции
1800 −1900 годы, Вена, Австрия. Фрейд только начинал заниматься лечением истерических пациенток, и психоанализ еще не был им открыт. Он заметил, как часто рассказывают они о сценах сексуального соблазнения или о сексуальных фантазиях из своего детства. Он был тогда преуспевающим неврологом, сорокалетним отцом большого семейства, происходило все это во времена расцвета пуритантства в Вене. Но Фрейд был предан научной истине и сделал доклад на тему огромного значения сексуальности в психике и о происхождения истерии. После этого он был исключен из Венского медицинского общества.

1990-е годы, Москва. Сексолог Сергей Агарков предложил ввести предмет «Сексуальное воспитание» в школах. На него было заведено уголовное дело, не помню точно с какой формулировкой, может «совращение», а может, «педофилия». Он рассказывал об этом на лекциях по сексологии.

2000-е, Москва, мой кабинет. Молодая замужняя женщина, филолог, языковед. Она сидит идеально ровно, складки ее закрытой блузки и юбки идеально расправлены, волосы уложены. Руки лежат на коленях. Она говорит, что у нее все хорошо, вот только она боится плесени и все больше времени тратит на уборку в ванной комнате. Когда я говорю, что мы можем встречаться раз в неделю и говорить об этом, чтобы понять, чего же она боится на самом деле, и это будет называться психоанализ, то она вскидывает голову возмущенно спрашивает: «Психоанализ — это всегда про секс. Какое отношение это может иметь ко мне?».

«Никакого, видимо», — подумала я (без тени иронии, кстати).

И оказалась права, потому что у этой женщины был вагинизм, половой акт доставлял ей мучительную боль, а сексуальность она приравнивала к грязи, точнее, плесени.

Сексуальная природа человека и его неврозов не вызывает сомнений. Потому что, если бы это было не так важно, разве бы изобрело человечество столько уловок, чтобы скрыть это от себя и окружающих? И мы не сильно продвинулись в вопросах сексуального воспитания, так как большинство моих пациенток задают мне вопрос о вреде мастурбации, и рассказывают, что получили свое половое воспитание от родителей только в виде запретов и запугиваний (это плохо, от этого болезни, беременность) или молчания «об этом».

За века существования человечества сексуальность, особенно детская сексуальность, подвергалась жестоким гонениям и наказаниям. Ллойд де Моз пишет в книге «Слышите, как плачут дети» об истязаниях, изнасилованиях и кастрации детей в различные эпохи и о карательных или же «лечебных» методах, практиковавшихся против мастурбации в последние два столетия.

Только в XVIII веке, как пишет Ллойд де Моз, развилась тесно связанная с муштрой раннего воспитания чистоплотности тенденция разоблачать ребенка как «полового преступника» и предавать его анафеме за прикосновение к собственным гениталиям: родители начали подвергать детей тяжелым наказаниям за мастурбацию. Ребенок преследовался как «похотливо-преступное существо», он стал объектом проекции родительской запретительной инстанции. Мортон Шатцман пишет в книге «Страх перед отцом» (1984), как в XIX веке распространялся(особенно врачами) миф, что мастурбация вызывает «помешательство, эпилепсию, слепоту и смерть». Поэтому дело не ограничивалось только угрозами изуродовать детям гениталии.

Обрезание, клитородэктомия и инфубуляция действительно применялись как средства для наказания за мастурбацию и обосновывались как «лечебные методы». Как другие «лечебные методы против онанизма» рекомендовались телесные наказания, электризация позвоночника и гениталий, связывание или завертывание рук в мешки перед отходом ко сну, запирающиеся «пояса целомудрия», кастрация. Казалось, что садистской фантазии воспитателей, которые сами ранее подвергались мучениям, не было границ, когда речь шла о наказаниях за проявление («дурную привычку/преступление») полового инстинкта.

Очевидное безумие в нашем нынешнем понимании считалось «помощью, достойной рекомендации», потому что большинство выразителей этих взглядов, вследствие соответствующей социализации в духе послушания и приспособления, действовали заведомо «правильно».

Английский психиатр Э. Х. Хэа (Е.Н. Hare) рассказывает о практике проведения в жизнь раздутой бредовой идеи, что онанизм или половая потребность ребенка — это «причина всех бед в мире». «Самоудовлетворение» считали ответственным не только за душевные, духовные и физические заболевания; считалось также, что подросток, который занимается мастурбацией, «ставит под угрозу жизненную силу своих будущих детей».

В течение 200 лет призрак расового вырождения ужасал врачей и воспитателей Западного мира. Врачи считали себя стражами цивилизации, они объявили долгом родителей и учителей пересекать всеми средствами привычку онанизма.

Вот методы, применявшиеся для пресечения «греха онанизма» у мужчин и мальчиков: «Им бандажировали пенис, продевали металлические скобки или проволоку сквозь крайнюю плоть, чтобы воспрепятствовать оттягиванию ее за голову полового члена (инфибиляция), рассекали дорсальные нервы пениса, чтобы воспрепятствовать ощущениям эрекции; искусственно вызывали волдыри на крайней плоти и на ночь надевали на пенис металлические кольца с зубцами или шипами для предотвращения эрекции».

Методы, применявшиеся для женщин и девочек: «Рассекали яичник (овариотомия), удаляли клитор (клиторидэктомия), протягивали проволоку или скобки сквозь препуциум и большие половые губы (инфибуляция), вызывали на препуциуме, на вульве и на внутренней стороне бедер волдыри, на ночь укладывали ноги в шины или привязывали к борту кровати» (Из: Е. Н. Hare. Masturbatory Insanity: The History of an Idea, 1962).

Алек Комфорт (Alec Comfort), английский биолог, который занимается вопросами выявления и раскрытия причин непризнания и преследования детской сексуальности, сообщает, что во второй половине XIX века «…имело место значительное распространение того, что можно обозначить только как садизм. Не только профаны одобряли эти странные лечебные методы. Если в 1880-х гг. кому-либо, по неизвестным причинам , нравилось детей или душевнобольных связывать, заковывать в цепи, инфибилировать, бандажировать их при помощи гротескных аппаратов, запугивать их или даже кастрировать, выжигать химическими способамиим гениталии, он мог найти гуманные и общепризнанные медицинские причины, чтобы делать это с чистой совестью».

Сумасшествие борьбы с онанизмом предстваляло реальную опасность — оно овладело врачебным сословием. Презиент Королевской корпорации хирургов Джеймс Хатчинсон рекомендовал в1967 году для «онанистов» обрезание и выражал мнение, что «более радикальные меры, чем обрезание» были для многих пациентов обоего пола «истинным благодеянием». Даниэль П. Флексиг (Flechig), известный психиатр и невролог, директор клиники в конце XIX века, кастрировал в своей клинике некоторых пациентов, «чтобы коррегировать их нервные и психические расстройства». В сообщении о достигнутых успехах, он пишет, что, по его мнению, «существуют обоснованные причины для применения кастрации в целях успешного лечения неврозов и психозов».

Что происходит сейчас? Сейчас, слава богу, мы не кастрируем своих детей физически. Но как вы думаете, что происходит в психике ребенка, когда милая бабушка ему говорит: «Будешь играть со своей пиписькой, она отвалится!»? Или когда мама просто отворачивается и делает вид, что не видит в своей дочери проявления сексуального интереса к своему телу, миру вообще? Да, происходит та же кастрация и инфубуляция, только на тонком психическом уровне.

В подготовке статьи использованы материалы из книги Кристиане Бассиюни «Воспитание народоубийц».